Композиция японского сада

Приблизится к пониманию японского сада можно, изучив основные понятия и принципы, которыми оперируют японцы при построении, восприятии и описании пространства.

Понятия и принципы построения композиции японского сада

1. Ма — "промежуток". Иероглиф имеет несколько значений: "комната", "длительность паузы", "интервал", "промежуток". Это физический промежуток между двумя объектами (постройками, растениями, камнями), который связывает их, обеспечивая ансамблевое восприятие. Как в культуре бонсай важна не только форма ветвей дерева, но и форма пустот между ними, так и в садово-парковом искусстве важны промежутки и пустоты между крупными объектами. Ма должно быть гармоничным: не слишком маленьким; и не слишком большим (тогда объекты не будут восприниматься как целостная композиция).

2. Оку — "глубина", "удаленность от поверхности". Иероглиф оку обозначает "внутренность", "глубину", "сердце". Это относительное расстояние, наделить которым можно даже небольшое пространство. Оку скорее воображаемая глубина, чем реальная, это ожидание чего-то, внутреннее ощущение.

3. Чу-чо — многослойность, наложение. Два этих иероглифа переводятся как "быть собранным вместе" и "татами". Чу-чо означает ощущение сложности пространства, нагромождение тонких слоев в перспективе. В саду чу-чо достигается путем игры света и тени; изгибами дорожки, которую не видно сразу с одной точки; насыщенностью пространства элементами, его "густота".

4. Му — это состояние, когда "ничего нет", но все-таки, это не пустота. Иероглиф, обозначающий это понятие. имеет значение "не существовать", "не иметь", "отсутствовать". На практике это некое "негативное" пространство может быть выражено обширным гравийным полем.

5. Коко — что-то вроде состаренности. Коко подразумевают спелость, сочность, выдержку (как у вина) — это исключительно положительное качество.

6. Сизен — естественность, природность как противопоставление искусственности и насильственности. Этот принцип запрещает использовать сложные, замысловатые, украшательские детали, слишком мелко проработанные.

7. Юген — достижение глубины и таинственности. В японском саду юген выражено в мириадах оттенков зеленого и совсем малом количестве ярких цветущих растений. Принцип юген подразумевает активное использование темноты и вообще темных красок. Приветствуется монохромность как противопоставление красочности. В сухом ландшафте юген представлен камнями и гравием.

8. Миегакуре — метод недосказанности, избегание полного выражения, скрывание части, чтобы лучше познать целое. Принцип миегакуре отдает предпочтение легкому несовершенству формы. Один из результатов применения принципа миегакуре в саду — желание посетителя пойти посмотреть "что там дальше".

9. Ваби, саби и сибуи — близкие понятия, которые можно объяснить как строгость, суровость, аскетизм, отсутствие излишеств. В целом, эти понятия сродни западному термину "минимализм".

10. Сейдзяку — обретение спокойствия, недвижности, тишины. Суета и японский сад — вещи несовместимые.

Задайте вопрос про бонсай

На вопросы отвечает мастер бонсай и автор сайта - Наталья Шалагинова.